Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира

Материалы » Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира

Страница 3

Шестой чертой является рефлексивность, психологическая самоуглубленность средневековой духовной культуры. Необ­ходимо отметить роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения (смотри, например, «Исповедь» Августина).

Наконец, следует отметить историзм духовной жизни сред­невековья, о обусловленный христианской идеей неповторимос­ти событий, их единичности, вызванной уникальностью фак­та явления Христа как начала истории.

Религиозность как доминанта духовной жизни средневе­ковья обусловливает роль церкви как важнейшего института культуры.

Вся история средневековой культуры — это история борь­бы церкви и государства, их слияния, уподобление церкви (пап­ства) государству и реализации его божественных целей.

Однако, когда в IX в. влиятельнейший мыслитель Эриуге­на стал всесторонне обосновывать идею о тождестве истин­ной философии и истинной религии, на нее вскоре появилась реакция — идея независимости веры от разума, ее абсолютно­го превосходства, и на этом основании — ненужности филосо­фии для религии. Активнейшим проводником этой концепции в XI в. стал Бернар Клервоский.

Дальнейшая история духовной культуры показала, что не религия была очищена от притязаний разума и филосо­фии, а, наоборот, разум был освобожден, чтобы стать самоправным, неподзаконным, самодостаточным. А будучи таковым, он вскорости разработал совершенно безрелиги­озную и больше того — антирелигиозную философию.

Становление буржуазных экономических отношений и связанная с этим растущая заземленность мировоззренчес­ких интересов человека дают импульс развитию знаний, на­зываемых научными. Средневековая наука выступает как осмысление авторитетных данных Библии. По мнению цер­ковных идеологов у греховным является всякое знание, если оно не имеет своей целью познание Бога

Второй важнейшей особенностью средневековой науки является ориентация не на причинно-следственные связи меж­ду вещами, а иерархические, когда идет поиск небесных «про­тотипов» земных вещей. Познание выступает как обнаруже­ние связи между вещью и стоящей за ней высшей реальностью, а не между вещами самими по себе.

Рассмотренное научное мировоззрение реализовывалось и в системе образования. Прежде всего оно выступало как обра­зование религиозное — в соборных (приходских) монастыр­ских школах, где ученики читали и комментировали Библию, труды отцов церкви. Богословские знания доминировали и в светском образовании (городские школы), а также в универ­ситетах, появившихся в XI в. Однако к XV в., когда в Европе насчитывалось уже 65 университетов, в них кроме богосло­вия изучали право, медицину, искусство, а в дальнейшем — и естественные науки.

В духовной культуре средневековой Европы достаточно сложным и противоречивым были положение и роль искус­ства. Это вызвано его взаимоотношениями с христианской идеологией, которая отвергала идеалы, воодушевляющие ан­тичных художников (радость бытия, чувственность, телес­ность, правдивость, воспевание человека, осознающего себя как прекрасный элемент космоса), разрушала античную гар­монию тела и духа, человека и земного мира. Главное внима­ние художники средневековья уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, по­стижения его сущности.

Средневековая литература носит религиозный характер, преобладают произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых, их пишут на латинском языке. Светская литература выступает не отражением действи­тельности, а воплощением идеальных представлений о чело­веке, типизацией его жизни. Основная черта — героический эпос, лирика, романы. Поэты создавали поэмы о военных под­вигах и делах феодалов. В немецкой эпической поэме «Песнь о нибелунгах» герой Зигфрид побеждает темные силы, ценой великих жертв свет торжествовал над мраком.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Омовение ног
Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать ...

Русский авангард
Нет сомнения, что “путь в XX в.” был противоречив. Модерн частично принадлежал и прошлому и будущему. Как и предварившее направление модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусств ...

Месторасположение
Калининградский музей янтаря расположен в центре города на берегу озера Верхнего, в фортификационной башне Дона. Башня носит имя прусского генерал-фельдмаршала Фридриха цу Дона, участвовавшего в освободительной войне против наполеоновской ...