Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Культура западноевропейского средневековья

Материалы » Культура западноевропейского средневековья

Страница 2

Средневековый тип отношения человека к миру склады­вался на основе феодальной собственности, сословной зам­кнутости, духовного господства христианства, преобладания универсального, целого, вечного над индивидуальным, пре­ходящим. В этих условиях важнейшим достижением сре­дневековой культуры стал поворот к осмыслению пробле­мы становления человека как личности. До XIII века пре­обладала тяга к общему, принципиальный отказ от индивидуалыюго, главным для человека была типичность. Европе­ец жил в обществе, не знающем развитого отчуждения, в котором человек стремился быть «как все», что являлось воплощением христианской добродетели. Средневековый человек выступал как каноническая личность, олицетворяю­щая обособление личного начала от всеобщего и подчине­ние личного всеобщему, надындивидуальному, освященно­му религиозными формами сознания. После XIII века наме­тился мировоззренческий поворот, все более осознавались притязания отдельной личности на признание. Этот про­цесс шел постепенно, поэтапно, начавшись с осознания при­надлежности человека не только к христианскому миру, но /и к своему сословию, цеховому коллективу, где личные ха­рактеристики были возможны постольку, поскольку они приняты и одобрены своим коллективом. Человек стано­вился сословной личностью (в отличие от родовой личности античного мира).

Следующий этап - выполнение человеком своих со­циальных ролей. Собственно говоря, в зрелом средневеко­вье человек выступал не столько как личность, сколько как ее социальная роль (купец, рыцарь, ремесленник), когда жизнь человека есть выполнение своей социальной роли, которая воплощается в профессии. Человек отождест­влялся со своей профессией, а не занимался той или иной профессиональной деятельностью.

Канонический тип личности начал испытывать социаль­ное напряжение под давлением развития форм общения людей в процессе становления буржуазных отношений. Чув­ствующая свою растущую самостоятельность в экономи­ческой сфере, личность все более стала осознавать свое противопоставление социальному коллективу. Это предъ­являло новые требования и к духовному миру человека.

Главной чертой духовной культуры средневековья является доминирование христианской религии. Она выступает как новая мировоззренческая опора сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникаю­щего у человека, утомленного плотским активизмом поздней, римской античности. Языческие религии были не готовы к этому, но и большие массы людей тоже не были способны стать аскетами манихейского типа. Христианст­во явилось своего рода «золотой серединой», компромис­сом духа и плоти, ибо, при всей своей спиритуалистичности, Христос воскресает как телесное существо, имею­щее плоть и кровь, которое можно пощупать (Фома Не­верующий). Кроме того, один Бог лучше понятен челове­ку, имеющему одного хозяина (сеньора).

Всегда ли имело христианство в средние века абсо­лютно господствующее положение или ему противостоя­ло, выступало альтернативой какое-либо другое явление? В период раннего средневековья, вплоть до X века даже в таких официально христианских странах, как Англия, Франция, Италия, Испания наряду с христианством со­храняли большое влияние языческие верования варваров, для различных социальных слоев наблюдается своя особая религиозность. Так, для знати более характерно фор­мальное исповедование христианства и менее выражено сохранение язычества. Для простонародья - наоборот. В этот период были весьма распространены случаи, когда даже церковное начальство, само варваризовавшееся или не способное бороться с дикостью магнатов и народа, шло на уступки в религиозной сфере и духовной практике. И все же, несмотря на это «двоеверие», христианство уже в данный период явно преобладало над язычеством, и к началу второго тысячелетия на большей части террито­рии Западной Европы оно стало единственной религией. Это подтверждается и тем, что повсеместно началось стро­ительство церквей, они появились при всех мало-маль­ски значительных приходах, и по своим размерам цер­ковные здания нередко превышали потребности прихожан.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Сандро Ботичелли
Сандро Боттичелли занимает особое место в искусстве итальянского Возрождения. Современник Леонардо и молодого Микеланджело, художник, работающий бок о бок с мастерами Великого Возрождения, он не принадлежал, однако, к этой славной эпохе и ...

История возникновения чая
Само появление чая овеяно легендами. Чаще всего ссылаются на ту, согласно которой первыми стали употреблять настой листьев пастухи на юге Китая, обратив внимание на животных, которые щиплют листочки с кустов и делаются бодрее. Родиной ча ...

Утро свадебного дня
Продолжались свадьбы, обычно, по три дня, но могли длиться и неделю. Утром свадебного дня жених должен был послать невесте «женихову шкатулку» с венчальными принадлежностями и другими дарами (сладостями, лентами, украшениями и т.д.) А мат ...