Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Культура западноевропейского средневековья

Материалы » Культура западноевропейского средневековья

Страница 4

Царство Небесное - это божественный мир, куда в конечном итоге должны прийти люди, чтобы соеди­ниться с Богом для вечной блаженной жизни. Но уже на земле каждый человек может принять его в свою душу подвигом веры и любви («Царство Божие внутри вас»).

Если принимать значение этих идей для культуры как способа культивирования (взращивание и распространение) ценностей, то очевидно, что христианство считает земное, видимое, природное существование несовершенным и подлежащим преодолению. Но это не значит, что оно отвергает всякие земные ценности. Наоборот, высшей земной ценностью оно утверждает душу человека. Она выше всяких земных благ и важнее мира в целом («что толку, если ты приобретешь весь мир, а душу потеряешь»). Разумеется, что каждая душа заслуживает любви сама по себе, а не в связи с теми или иными достоинствами человека (талант, красота, щедрость и т.п.). Во-вторых, таким образом утверждается в качестве ценности любовь человека к человеку. В-третьих, если душа важнее всех земных благ и мира в целом, и если любить другого человека следует не за что-то, а по-братски, значит еще одной ценностью, внедряемой христианством для культивирования, является свобода. Свобода, как высшее достояние человека, просвечивает через все идеи христианства. Но интенсивнее всего она, может быть, выражена в подвиге веры. Вера в Христа, в его пришествие, воскресение, в то, что он спас людей и весь мир, настолько не соответствует повседневной жизни, не согласуется с бессмысленными страданиями, гибелью огромного числа людей, болезнями, войнами, ничтожеством, низостью и т.д., и т.п., что принятие ее выглядит безумием.

Второй чертой является традиционализм, ретроспективность. Чем древнее - тем подлиннее - вот кредо связи нового и старого в духовной жизни. Новаторство считали проявлением гордыни, отступление от архети­па рассматривалось как отдаление от истины. Отсюда анонимность произведений, ограничение свободы твор­чества рамками теологически нормированного мировоз­зрения, каноничность.

Третья черта - символизм, когда текст (Библия) дает повод для размышлений, толкований. Вся интеллекту­альная культура средневековья экзегична.

■ первый этап экзегезы - семантический анализ текс­тов Библии, отцов церкви;

■ второй - концептуальный анализ (смысловой);

■ третий - спекулятивный, когда автор получает воз­можность высказывать собственные мысли, маски­руя их авторитетными суждениями.

Четвертая черта – дидактизм. Деятели средневековой культуры - прежде всего проповедники, преподаватели богословия. Главное в их деятельности - не просто уяс­нить себе величие божественного замысла, но передать это другим людям. Отсюда особое внимание уделяется формам интеллектуальной деятельности - дискуссиям, искусству аргументации, связям учителей и учеников.

Для средневековой духовной культуры характерна так­же универсальность, энциклопедичность знания, когда главным достоинством мыслителя является эрудиция. Отсюда - создание компиляций, «сумм» (яркий пример -«Сумма теологии» Фомы Аквинского).

Шестой чертой является рефлексивность, психологи­ческая самоуглубленность средневековой духовной куль­туры. Необходимо отметить роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душев­ного спасения (смотри, например, «Исповедь» Августина).

Наконец, следует отметить историзм духовной жизни средневековья, обусловленный христианской идеей непо­вторимости событий, их единичности, вызванной уникаль­ностью факта явления Христа как начала истории. (Шеллинг рассматривал христианство как откровение Бога в истории). В отличие от античной цикличности времени, средневековье проникнуто ожиданием страшного суда, стремлением к конечной цели, судьбе человека, мира в целом (эсхатологизм).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Въезд Иисуса в Иерусалим
И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдёте ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, привед ...

Этнический анализ Северной Африки
Тропическая Африка: Крупнейшие народности: балуга, монго, баконко. Около 90% населения говорит на языках банту. Основные занятия: сельское хозяйство, мотыжное земледелие. Жилище: хижины круглой формы с конической крышей. Традиционная одеж ...

Трикстериада и ее взаимоотношения c институтом шаманизма и волшебной сказкой
Шаманизм является вершиной развития архаической религиозности, соединив в себе тотемизм, фетишизм и анимистические представления, будучи непосредственно связан с этиологическими мифами. Шаманские практики воспроизводили структуру мифа, и ...