Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Российская археология в период с 1929 по 1956 гг

Страница 1

В период с 1929 по 1934 годы в советской археологии происходило утверждение «теории стадиальности». В.А.Равдоникас и другие ленинградские археологи объявили марксистским обоснованием истории материальной культуры «яфетическое учение о языке» Н.Я.Марра. Эта теория была способна все изменения, от языковых до этносоциальных, изменениями в экономике обществ. Основной единицей историко-археологического исследования здесь стал культурный комплекс «как вся материальная культура данного конкретного общества в данный момент или отрезок его развития, в её конкретном своеобразии, во взаимной связанности отдельных элементов культуры друг с другом и со всеми могущими быть учтёнными общественным явлениями». Далее изучаются все подробности производства и быта до тех пор, пока материально-культурные комплекс не станет частью «общественного целого». Анализ систематизированных таким образом культур должен будет выявить разрывы в культурно-историческом процессе. Как считал В.И.Равдоникас, их и стадиальная теория должна будет объяснить как смену социально-экономических формаций.

Внимание с социально-исторической проблематике было одной из наиболее сильных сторон этого подхода. В 1935 году появились первые обобщения по истории первобытного общества – работы П.П.Ефименко «Дородовое общество» (ИГАИМК, 1934, вып. 79), А.П.Круглова и Г.В.Подгаецкого «Родовое общество степей Восточной Европы. Основные формы материального производства» (ИГАИМК, 1935, вып. 119), А.А.Иессена «К вопросу о древнейшей металлургии Кавказа» (ИГАИМК, 1935, вып.120). В этих работах была обоснована социальная характеристика начального этапа развития первобытного общества, основанная на палеолитических материалах. После Великой отечественной войны теория стадиальности утратила своё значение, уступив место более продуктивному этнологическому подходу.

В этой атмосфере были написаны работы А.В.Арциховского «Основы археологии» (1955), трёхтомный коллективный труд «По следам древних культур» (1952-1954), книга А.Л.Монгайта «Археология в СССР» (1955).

А.В.Арциховский, «Основы археологии» (1955). В период позднего ашеля, во время приближения ледника, человек окончательно овладел огнём. Затем началось более интенсивное освоение пещер, появилась одежда из шкур животных. Уменьшилось значение собирательства и увеличилось – охоты на крупного зверя, единственным способом который были крупные облавы с применением огня. В период мадлена основным объектом охоты был северный олень. Рыболовство в это время уже существовало, но не было ни сетей, ни крючков, ни лодок. «Рыбу били костяными острогами и гарпунами». В период мезолита были изобретены лук и стрелы. Загонная охота сохраняется, но её объектом становятся не отдельные крупные звери, а многочисленные мелкие или средние. Рост производительности охоты привёл к приручению животных – первоначально для заготовки пищи впрок. Это стало предпосылкой возникновения скотоводства (теория «живых консервов»). Период неолита был ознаменован появлением керамики. Земледелие и скотоводство на большинстве стоянок этой эпохи отсутствуют. При раскопках найдены следы рыболовных сетей и грузил для сетей. Из охотничьих орудий найдены остатки стрел и копий. Поселения расписной керамики периода энеолита имеют ряд общих признаков, характеризующих их материальную культуру: «1) господство мотыжного земледелия над другими видами хозяйства, 2) появление медных орудий при значительном преобладании кремнёвых, 3) большие, обычно глинобитные, дома». В земледелии в это время использовали три злака: пшеницу, ячмень и просо. С земледелием было тесно связано скотоводство. В период бронзового века уменьшается значение охоты, основным источником мясной пищи становится скотоводство. Земледелие и скотоводство разделяются, возникают пастушеские племена. Разводили коров, овец, широко распространились лошади. Появление железа в железном веке позволило вырубать значительные лесные площади для земледельческого хозяйства. Появление железных лемехов «значительно увеличило переворачивающую силу плуга и углубило борозды, проводимые сохой. Так распространилось пашенное земледелие, в большинстве стран необходимое условие земледельческого хозяйства». Наряду с пшеницей, ячменём и просом стала выращиваться рожь. В этот период ремесло отделилось от земледелия. Там, где земледелие стало основой хозяйства, появились деревянные избы, иногда совмещаемые с кочевыми жилищами (юртами). Там, где главным источником пищи было скотоводство, чаще всего встречаются полуземлянки. Племена кочевых скотоводов в качестве жилища использовали кибитки – большие повозки на огромных колёсах, двух- трёхкомнатные, затянутые войлоком.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Новоселье
Переступая порог нового жилища, человек словно вступает в новую жизнь. Будет ли эта жизнь благополучна, зависит от соблюдения новоселами многих примет. Считается, что если совершить необходимые обряды при заселении, то жизнь в новом доме ...

Искусство средневековья
Искусство раннего средневековья в целом отвечало теологическому духу эпохи и эстетическим взглядам, высказанным отцами церкви. Искусство Х-ХII вв. (VI-XII вв.) называют романским. Это первый общеевропейский (несмотря на ряд, не столь прин ...

Средства - основные инструменты социально - культурной деятельности
Содержание деятельности, заключенное а ту или иную форму, невозможно реализовать без использования определённых средств. Средства - это основные инструменты, с помощью которых осуществляется социально - культурная деятельность, своеобразн ...