Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Изобразительное искусство

Материалы » Художественная культура Византии » Изобразительное искусство

Страница 2

Одним из видов изобразительного искусства становится книжная иллюстрация (IV в.). Широко распространились кодексы — рукописи, состоящие из отдельных сброшюрованных листов с упорядоченным форматом. Кодекс пришел на смену античному свитку. В V в. получили распространение пурпурные кодексы — манускрипты, выполненные на окрашенном в пурпурный цвет пергаменте. Текст нередко писали золотом и серебром (Венская Библия, VI в.). Изменяются приемы иллюстрации. Типичными стали отдельные картинки, вшивавшиеся в книгу.

Художественная деятельность подчинялась нуждам богословия — или воле заказчика. Личность художника отступала на второй план. На византийских памятниках и в документах имя художника почти никогда не фигурирует, зато очень часто встречаются имена тех лиц, для которых данные памятники были исполнены. Основной задачей художника в этот период стала передача духовно-эмоциональной стороны образа, его человеческое содержание.

В IX—XII вв. основная роль в развитии изобразительного искусства принадлежала Константинополю. В художественных памятниках столицы — с большей последовательностью, чем в провинции, — разнообразные тенденции вписывались в совершенную и унифицированную систему. Постепенно эта система усваивалась и в других центрах.

В расположении сюжетов на сценах собора художники тоже подчинялись правилам канона; абсида была посвящена Богоматери, купол — Иисусу Христу, окруженному архангелами. По сторонам от Богоматери размещались архангелы Михаил и Гавриил. Стены абсиды украшались обычно композицией Евхаристии (принятия апостолами причастия от Христа). К этой группе сюжетов добавлялся цикл праздников — двенадцать сцен. Композиция, напоминавшая о Страшном суде, завершала этот ансамбль.

Параллельно с выработкой канонов идет освоение образцов античного искусства. Возвращение к античным образцам наметилось и в рукописях, которые копировались с наибольшим приближением к оригиналу. В XI в. в миниатюрах и мозаике утверждается классический византийский стиль, весьма распространенный на окраинах империи (Греция, Фокида).

Отход от монументальности происходит не только в живописи, но и в манускриптах. Достигаются равновесие иллюстраций и текста, их образное и графическое единство. Возродилась миниатюра на полях. Иногда при сохранении постраничных иллюстраций лист дробился на множество мелких сцен и изображений, порой фигуры вплетались в текст, образовывали очертания букв. Заставки и инициалы воспринимались как ювелирное изделие. В миниатюрах усиливаются декоративные мотивы, использовались изображения животных, порой имевшие символический смысл. Краски приобрели густоту и плотность.

Заметную роль в убранстве храма XI—XII вв. начали играть иконы; располагали их на алтарной преграде. Наряду с иконами, исполненными яичной темперой на деревянной доске, существовали переносные мозаичные иконы — на металлической доске, к которой прикрепляли мелкие кусочки смальты, скрепив их воском. Были и перегородчатые эмали на золоте.

Вместе с традиционными сюжетами в живописи XI—ХII вв. появляются светские сюжеты — военно-триумфальные сцены и т.п. Период с ХIII до начала ХV в. многие исследователи называют временем застоя и упадка.

Новый стиль, сформировавшийся в ХIII—XV вв., проявился в том, что художники стали стремиться к оптическому единству образа. Они пытаются дать целостное пространственное построение, фигуры и архитектура у них неразрывно связаны. Изображаются драматические эпизоды и чисто жанровые детали. Это особенно характерно для изображений святых с клеймами. В клеймах (на полях иконы) размещаются сцены из жизни подвижников.

Новый стиль сказался и на оформлении манускриптов. Возрос интерес к портретным изображениям и к пространственному построению миниатюры.Но подъем изобразительного искусства оказался недолгим, его сменил отрешенный аскетический живописный стиль, нашедший сторонников далеко за пределами Константинополя.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания
Ко = Зо / Зф, где Ко — коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания; 3о— оптимальные затраты времени на обслуживании, с; Зф — факти­ческие затраты времени на обслуживание, с. Оптимальные затраты времени на ожидание обслуживания ...

Великие пирамиды
Сын Снефру, фараон Хеопс, правил приблизительно с 2551 по 2528 г. По его приказу около Гизы была возведена величайшая в Египте пирамида. Кто соста­вил ее план, сам фараон или один из его зодчих, мы не знаем, хотя известно, что Хеопс проя ...

Резьба по дереву на Руси и в мире
Художественная обработка древесины, а именно резьба, является одним из самых древних человеческих ремесел. Издавна художественной резьбой украшали жилища и культовые постройки, а также элементы мебели. Резьбой по дереву создавались огромн ...