Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Архитектура

Страница 1

В византийской художественной системе христианское мировоззрение нашло блестящее выражение в архитектуре, которую с полным основанием можно рассматривать как непосредственное продолжение традиций позднеантичного мира.

Принятие христианства как имперской религии дало новый импульс в развитии архитектуры. Основой становится церковное зодчество, где работали крупнейшие мастера и разрешались наиболее существенные строительные и художественные проблемы, поскольку именно храм становится основным типом общественного здания.

Для IV—V вв. характерно развитие двух типов храмов: базилики и купольного сооружения. В разработке восточного типа храма значительную роль сыграло зодчество Сирии, Малой Азии и Месопотамии, где сформировались новые архитектурные типы. Так, в Малой Азии в конце V в. были предприняты попытки соединить базилику и купол. В Египте сложилось коптское искусство, широко распространилось искусство рельефа, резьбы по кости.

В V в. массовое строительство храмов привело к типизации основных приемов и композиции. Базилика становится преобладающей. Вытянутая в плане, расчлененная продольными рядами колонн на нечетное число нефов, базилика была рассчитана на большое количество молящихся. Часто к ней примыкают баптистерий и мавзолей. Весь ансамбль размещается по оси запад—восток (алтарная часть обращена на восток). Но канонизация типа не смогла существенно воспрепятствовать развитию местных художественных традиций.

В этот период меняются интерьеры храмов. Количество опор сокращается, происходит группировка пространства вокруг центрального нефа. Массивные столпы делают пространство статичным. Широкое распространение получило и гражданское строительство. В V в. сооружались новые крепостные стены, строились многоэтажные жилые дома. В основном крупные города сохраняли облик и планировку, близкие к античным. Центральные магистрали украшались портиками и колоннадами важнейших общественных зданий. Дворцовые комплексы занимали значительные территории. В их интерьере использовались типы и приемы, унаследованные от античного искусства.

На протяжении IХ—X вв. зодчие формировали новую композиционную структуру, на которую оказали влияние восточные образцы. Основным признаком этого типа стал купол в центре здания, укрепленный на четырех столбах, и крестообразно расходящиеся от купола рукава — крытые сводами проходы. Наружные объемы здания, приобретя большую расчлененность, группируются вокруг главного купола, повышаясь к центру здания.

Большее значение приобретает обработка стен здания снаружи. Образцовой постройкой этого типа считалась освященная в 881 г. императором Василием I пятиглавая Новая церковь в Константинополе (не сохранилась).

Другой особенностью архитектуры нового периода стало уменьшение размеров храма. Теперь он был рассчитан на небольшое количество народа — это была чаще всего монастырская или приходская церковь.

В ХI—XII вв. появились частные молельни богатых семейств.Общая тенденция развития церковной архитектуры этого периода заключалась в постепенном изменении пропорций. Устремленный ввысь силуэт храма придавала новый эмоциональный смысл архитектуре, рассчитанной на восприятие не только изнутри храма, но и снаружи.

Развивалось и дворцовое зодчество. Миниатюры сохранили изображение константинопольских дворцов, имевших несколько этажей; их фасады украшались колоннами и орнаментальными фризами.

Сложившийся в основных чертах в конце Х в., византийский стиль в ХI—XII вв. начинает свое триумфальное шествие за пределами Константинополя. В первую очередь следует назвать памятники Греции. В основном продолжалось развитие уже сложившихся типов. В середине XI в. несколько изменяется и внешний облик, и интерьер храмов. Сложились несколько локальных школ. Одна из них упрочилась на греческих островах. Другая традиция возникла на Афоне, в монастырской среде.

В конце ХIII — начале ХIV в. шло восстановление империи. Оно сопровождалось строительной деятельностью — в первую очередь во вновь обретенной столице. Реставрировались дворцы, обновлялись росписи, отстраивались городские укрепления. Нового строили мало.

ХV век стал временем заката византийской культуры. Всё чаще мастера оказывались за пределами имперских владений — главным образом в Италии, на Балканах, в Русском государстве. Сама же Византийская империя, ослабленная внутренними распрями, оказалась бессильной противостоять натиску турок. Один за другим падали под их ударами византийские города, затем последовало поражение в битве при Варне. 29 мая 1453 г. завершилась почти тысячелетняя история государства, оставившего глубокий след в истории человечества.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Воскрешение дочери Иаира
И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на неё руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошёл с ним. За ...

Искусство и живопись
Древнерусское искусство — живопись, скульптура, музыка — с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерез ...

Символика байкеров
Флаг Конфедератов, Naval Jack Цвета клуба, нашитые на спину Наиболее часто используемая символика: · Флаг Конфедерации (точнее, его вариант — Naval Jack). Традиция его применения пошла от американских байкеров. Он символизирует нонк ...