Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Культура Древнего Египта

Материалы » Культура Древнего Египта

Страница 3

Роль храмов в духовной жизни эпохи Древнего царства несомненно была велика. Уже тогда, вероятно, в тесной связи с ними возникали особые скриптории «дома жизни», где составлялись религиозно-магические, литературные, медицинские и другие тексты. Здесь находились библиотеки, архивы, велись записи по годам правления царей, на основе которых составляли летописи.

Чувствуя свое бессилие перед природой, древний египтянин наделял явления природы и отдельные предметы сверхчувственной силой, пытаясь в то же время, использовать эту силу в своих интересах. Культ фетишей восходит к эпохе архаики. Остатки первобытного фетишизма долго сохранялись в египетской религии. К глубокой древности восходит в Египте культ священного камня, возникший, очевидно, в пустыне. С культом камня связано применение обелисков в архитектуре. В форме священной гробницы царя – пирамиды – возможно, сохранилось далекое воспоминание о культе гор и скал.

С ростом земледельческого хозяйства в религию египтян начали проникать представления о «священной земле», «богине – матери природы» и исконно древнем боге земли Гэбе. В условия долины Нила земледелие было возможно только на основе искусственного орошения. Поэтому в воде египтяне видели великую первородную стихию, которая дает жизнь и пропитание человеку. Культ божественной воды находил свое выражение в сложном ритуале очищений и возлияний, которые должны были совершать все жрецы вплоть до первосвященников и самого фараона.

С надеждой и страхом смотрел египтянин на стихию огня, которая необходима и полезна для людей. Особые магические заклинания должны были охранить человека от силы огня и дать ему власть над огненной стихией.

Египтянин населял весь растительный и животный мир духами, богами и богинями, видя в отдельных растениях, деревьях и зверях обиталище и воплощение определенного божества. Культ животных – одна из форм древнего тотемизма – был широко распространен начиная с архаической эпохи. В древних столицах Египта – в Мемфисе и Гелиополе – поклонялись священным быкам Апису и Мневису. Образ священного быка впоследствии слился с образом обоготворенного царя, как бы наделенного сверхъестественной силой. Бог творческой силы Хнум изображался в виде барана. Распространение получил культ священной коровы – богини Хатхор. Поклонение священным животным отразилось в культе и титулах царя. Покровителями царской власти считали священного сокола, пчелу, коршуна и змею. Самого царя часто изображали в виде могучего льва с головой человека (сфинкса).

Культ предков и заупокойный культ способствовали идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне верили, что смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в другой сверхчувственный мир. Полагая, что загробная жизнь есть лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность умершему пользоваться в этом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни.

Стремление сохранить умершему вечную жизнь выразилось прежде всего в погребении тела. Тело умершего искусственно сохраняли для вечной жизни. С этой целью внутренности вынимались и сохранялись в особых сосудах (канопах), а тело пропитывалось соляными растворами и смолистыми составами. Мумию тщательно обертывали множеством льняных покровов. На стенах комнат внутри гробницы обычно изображали умершего, его семью и его имущество. Тут же рисовали сцены охоты, рыбной ловли, ремесленников за работой и различные картины домашнего быта. Эти изображения снабжались объяснительными надписями и даже цифрами. В утаенных, замурованных погребальных камерах искусство развертывало длинную и подробную повесть о земной жизни. И всех этих рельефов, статуй и росписей никто не видел, никто ими не любовался.

Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было, ни много ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным – видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало.

Обоготворяя явления и силы природы, египтяне пытались связать мысль о вечности всегда возрождающейся природы с представлением о воскресении и вечной жизни умершего и обоготворенного предка. В период Древнего Царства, когда эти верования стали облекаться в богословскую форму, древний бог воды и растительности Озирис превратился в центральную фигуру заупокойного культа.

С появлением в период Среднего Царства среднего свободного люда заупокойный культ несколько видоизменяется. Религиозно-магические надписи, «обеспечивавшие» ранее загробную жизнь лишь царям и аристократам, стали появляться на стенках даже скромных саркофагов, принадлежавших людям среднего достатка. Молитвы и заклинания, писавшиеся в период Среднего Царства на стенках саркофагов, в эпоху Нового Царства уже пишутся на свитках папирусов, образуя «Книгу мертвых», в которой содержатся многочисленные заклинания, гимны богам, описания загробного мира и судьбы человека после смерти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Позднее Возрождение. Кризис Гуманизма
Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о челове ...

Евгений Багратионович Вахтангов
(1 (13) февраля 1883 (18830213), Владикавказ – 29 мая 1922, Москва) – советский актёр, режиссёр театра, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й ...

Теоретические аспекты досуга: сущность, функции и характеристика
Использование в повседневном обиходе слова «досуг» представляет из себя в смысловом плане своеобразный коктейль из понятий «отдых», «развле­чения», «рекреация», «игровые занятия», «хобби», «спортивно-оздоровительные увлечения», «туризм» и ...