Культура человеческого общения
Культура человеческого общения

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, развитие личности.

Библия иллюстрированная
Библия иллюстрированная

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет.И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош...

Степанская Тамара Михайловна

Материалы » Степанская Тамара Михайловна

Страница 1

Степанская Тамара Михайловна родилась в 1939 г. в г. Свободном Хабаровского края, в 1962 г. окончила биологический факультет Иркутского государственного университета, но нашла свое призвание в другом - в искусствоведении. Став преподавателем в школе после окончания вуза, была поражена, что не только ученики, но и многие родители не имеют каких-либо знаний и представлений о богатейшей русской культуре, особенно архитектуре и изобразительном искусстве. И Тамара Михайловна становится неутомимым просветителем в сфере искусствоведения, занимаясь преподавательской деятельностью, читая лекции для населения, а впоследствии став автором многих научно-популярных и научных публикаций. В 1975 г. она с отличием завершила образование в Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде, став дипломированным специалистом-искусствоведом, затем прошла обучение в дневной аспирантуре этого вуза и в 1979 г. под научным руководством доктора искусствоведения, профессора Игоря Александровича Бартенева выполнила и успешно защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему "Промышленное зодчество Сибири XVIII-первой половины XIX веков". Для Сибири специальность весьма редкая. Годы учебы позволили Тамаре Михайловне глубоко познакомиться с историей, архитектурой, музеями Ленинграда (Санкт-Петербурга). Для Тамары Михайловны этот город стал любимым.

Что касается профессиональной деятельности, то Т. М. Степанская работала научным сотрудником Алтайского государственного музея изобразительных и прикладных искусств (1969-1971), директором первой на Алтае детской художественной школы в Барнауле (1972-1976), проректором по научной работе Алтайского государственного института культуры (1984-1989) и в Алтайском государственном университете (с 1976 и по настоящее время). В 1997 г. Тамара Михайловна завершила работу над докторской диссертацией, защитив ее в родном институте им. И. Е. Репина в Ленинграде. В 1998 г. она получила звание профессора, 1999 г. - звание "Почетный работник высшей школы", в 2006 г. - Тамару Михайловну избрали Почетным профессором Алтайского государственного университета. И это не случайно: Т. М. Степанская, являясь первым доктором искусствоведения в Сибири, стала организатором подготовки кадров высокой квалификации. В 1991 г. она создала и возглавила кафедру мировой художественной культуры, которая с 1993 г. стала выпускающей по направлению и специальности "Искусствоведение", в 2000 г. - отделение искусств, в 2002 г. - основала факультет искусств. В 2000 г. Тамара Михайловна организовала и возглавила кандидатский диссертационный совет по специальностям 17.00.09 - Теория и история искусства и 17.00.04 - Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура. К настоящему времени в нем защищено 52 диссертаций, из них 31 выполнена под ее научным руководством. Большая часть из защитившихся, являются выпускниками основанного Т. М. Степанской факультета искусств. Сегодня они заведуют кафедрами, читают ведущие учебные курсы. Воспитанники научно-педагогической школы Тамары Михайловны выступают авторами монографий, статей в ведущих журналах, участвуют в подготовке к изданию фундаментальных трудов, таких как двухтомный биобиблиографический словарь "Художники Алтайского края". С 1994 г. она основала ежегодное издание сборника научных трудов "Культурное наследие Сибири", где публикуются не только ее ученики, но и ученые всего сибирского региона, сборник, в 2000 г. - положила начало изданию материалов научно-практического семинара "Наследие и современность" (Искусство Сибири).

Тамара Михайловна определила перспективу развития новых специальностей на факультет искусств. Она понимала, что факультет может стать стабильным в современных условиях только при наличии нескольких специальностей, отвечающих требованиям времени. Поэтому приложила все усилия, чтобы к 2005 г. открыть в Алтайском государственном университете специальности "Художественное проектирование костюма" (2003) и "Профессиональное обучение (дизайн)" (2003), "Культурология" (2006).

Научные труды Т. М. Степанской посвящены широкому спектру проблем истории культуры и искусства Сибири (архитектуры, изобразительного искусства, градостроительства). В частности, одно из направлений ее исследований - архитектура и градостроительство Алтая. В ходе работы над темой Тамара Михайловна исследовала архивы Санкт-Петербурга, Москвы, Барнаула, Омска, Новосибирска, выявила и ввела в научный оборот множество уникальных документов и графических материалов об архитектуре и градостроительстве Сибири XVIII-XX вв. Первоначально она занималась архитектурой горнозаводского периода Алтая: Барнаульского, Змеевского, Павловского, Локтевского заводов, исследовала планировку и застройку Барнаула, Змеиногорска, Горной Колывани, Павловска, культовое зодчество того периода. Промышленное зодчество Алтая XVIII-XIX вв. Т. М. Степанская оценивает как уникальное явление общероссийского масштаба. Прежде всего, это относится к комплексу бывшего Барнаульского сереброплавильного завода. Она отмечает: "Значение барнаульского заводского архитектурного ансамбля трудно переоценить - это уникальный памятник русской промышленной архитектуры и русского классицизма. Здесь впервые в Сибири была поставлена и решена задача создания художественного образа промышленного сооружения" (Памятники истории и культуры Барнаула. Барнаул, 1983). Несколько позднее Т. М. Степанская стала углубленно изучать зодчество второй половины XIX-начала XX вв. На Алтае оно было представлено преимущественно купеческими постройками Барнаула, Бийска, Камня, Змеиногорска (особняки, магазины, промышленные предприятия, складские помещения). Другое направление исследований Т. М. Степанской - изобразительное искусство Алтая. Ею проанализировано творчество художников региона как прошлых лет (В. Петров, М. Мягков, Г. Гуркин, А. Никулин, М. Курзин и др.), так и современности (Ю. Кабанов, А. Югаткин, Г. Белышев, И. Зоммер и др.). Автор многих каталогов выставок, статей в периодической печати и научных изданиях о художниках и скульпторах. Автор-составитель книги "Рассказы о картинах" (Барнаул, 1979). С 1984 г. Тамара Михайловна - член Союза Художников России.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Индивидуальный текст экскурсии «Мой родной город»
Здравствуйте, Дорогие гости! Я ваш экскурсовод, меня зовут Гаевцова Нина Николаевна. Я студентка ВИС ЮРГУЭС. Сегодня я проведу для вас экскурсию по городу Волгодонску. Наша экскурсия будет длиться 1 академический час. В течение экскурсии ...

История Олимпийских игр
Проблемы возникновения и развития древнегреческих Олимпийских игр издавна интересовали ученых разных стран. Происхождение и развитие Олимпийских игр обусловлено экономическими, политическими, военными и культурными предпосылками, которы ...

Основные тенденции возникновения и развития декаданса
Канун наступающего ХХ века воспринимался современниками как некий итог исчерпавшей себя цивилизации, как преддверие неминуемого конца света. Бунтарскими и эсхатологическими настроениями были пронизаны философские, научные и, конечно литер ...